Информированное согласие… для младенцев

Одно из главных прав пациента — это право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (Ст. 30 ч. 7 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Суть его заключается в том, что прежде чем проводить ту или иную процедуру, анализ или осмотр врач должен объяснить пациенту, что и зачем он собирается делать и получить от него согласие. Если согласие получено не было, то действия медицинского работника можно расценивать как насилие над личностью и причинение телесных повреждений.

За ребенка информированное согласие дает его родитель или опекун.

Представьте себе картину: вы спите, вдруг вас хватает чужой, незнакомый вам человек, куда-то несет, раздевает, ощупывает, переворачивает, колет чем-то в палец или в ягодицу, вы вырываетесь, кричите, просите о помощи, но вас никто не слушает. При этом близкие стоят рядом, не откликаются на ваши крики и пытаются успокоить, что все в порядке или затыкают вам рот.

Вы думаете, это описание эпизода из триллера? Вовсе нет, примерно так чувствует себя младенец, которого принесли спящим на прием к врачу, анализ или прививку и это оказалось для него неожиданным.

Д. Чемберлен в своей книге «Разум вашего новорожденного ребенка» пишет, что, несмотря на открытие анестетика эфира в 1846 году, хирурги продолжали оперировать младенцев без какого-либо обезболивания, считая что младенцы имеют слабо развитый мозг и не будут помнить испытанную когда-то боль.

Операции младенцам без наркоза делали ещё 80-е годы XX века, и только во второй половине восьмидесятых в Оксфордском университете были проведены исследования, которые доказали, что дети, которых оперировали без анестезии, испытывали болевой шок, и что младенцы хорошо переносят анестезию и имеют лучшие послеоперационные результаты, чем дети, не получившие никакого обезболивания.

Тем не менее некоторые операции — например обрезание или удаление аденоидов — до сих пор часто проводятся без наркоза.

Если наличие чувствительности к физической боли у младенцев сейчас признали и мало кто в этом сомневается, то в праве на эмоции и чувства младенцам часто отказывают. Многие люди считают, что с ребенком не надо разговаривать, не надо ничего ему объяснять, так как он все равно «ничего не понимает».

Большинство родителей в наши дни не согласятся на операцию своему ребенку без анестезии, но о состоянии психики ребенка стоит позаботиться и в более простых ситуациях. Если делать анализы и прививки, массаж и другие процедуры и осмотры, не объясняя ребенку что и зачем ему делают, и не поддерживая его в его переживаниях, то реакция ребенка может быть очень острой. Заботясь о теле ребенка, часто забывают о его психике, чувствах, личности, наконец. Такое игнорирование сказывается на состоянии ребенка и его развитии и может приводить к серьезным последствиям:

  • Отказ от груди. Что же происходит, если стресс оказался слишком сильным и ребенок с ним не справляется?

    Малыш может не брать грудь совсем и кричать при попытке приложить его, может сосать только во сне, а в остальное время отказываться, может перестать успокаиваться у мамы на руках, и предпочитать других родственников или кроватку. Ребёнок показывает, что что-то не так, вот такими крайними способами — он ведь пока не может рассказать словами о том, что его беспокоит. Для ребенка в первые месяцы жизни мама — это весь мир, и все, что с ним происходит, по его мнению, зависит от мамы. Поэтому часто добавляется обида на маму, которая не предупредила о том, что будет и не «спасала» когда чужие его «обижали» (а если ребенок не понимает, что происходит, он именно так может воспринять самую безобидную процедуру).

  • Боязнь любых врачей и процедур, причем и во взрослом возрасте тоже. Наверняка у каждого из нас есть знакомые взрослые, которые, к примеру, панически боятся стоматологов и предпочтут остаться совсем без зубов, чем вовремя пойти и вылечить простой кариес.
  • Недоверие к миру в целом — постоянное ожидание нападения, подвоха, нечувствительность к переживаниям других людей и глухота к собственным чувствам. Если право на чувства у ребенка отнимают («Ну чего ты плачешь, ведь не больно же!»), то он учится сам в себе их не признавать и это выливается в тревожность, неврозы, зависимости, проблемы с самооценкой.

Как же быть родителям? Отказываться от любых медицинских процедур? Совсем нет!

  • Во-первых помнить, что детская поликлиника — это организация, оказывающая вам услуги (у вас ведь есть медицинский полис и соответственно даже за «бесплатное» лечение вы платите — в виде налогов), поэтому вы вправе пользоваться этими услугами в таком объеме, в каком это нужно вам и вашему ребенку.
  • Перед тем, как проводить какую-то процедуру, делать анализ, особенно если они болезненные и инвазивные (т.е. предполагают вмешательство в работу организма) — узнайте, как они проводятся, что ребенку будут делать, и поймите для себя, зачем сейчас нужна эта манипуляция, а если это анализ — то что вы будете делать с его результатами дальше.
  • Заранее предупреждать ребенка, что, как и зачем ему будут делать.
  • Если ребенок не совсем крошечный, то часто помогает «поиграть» с ним в предстоящую процедуру.
  • Когда у моего сына в 2 года появился кариес, я стала искать врача, который вылечит зуб, при этом не делая ребенку общий наркоз. Кто-то из врачей говорил, что такому маленькому — только под общим (а я считаю, что общий наркоз возможен только по жизненным показаниям), кто-то вообще отказывался лечить, мол, всё равно скоро — это через 4–5 лет! — выпадут. Но, в конце концов, удалось найти не только хорошего стоматолога, но и хорошего психолога в одном лице.

    Перед походом к врачу мы с сыном весь вечер играли в лечение зубов, взяв игрушечного крокодила и вязальную спицу. Врач не стала отвлекать ребенка мультиками или придумывать какие-то неправдоподобные истории про то, зачем сын к ней пришел. Просто спокойно и понятно рассказывала, что и зачем сейчас будет делать. Сначала завоевала доверие своего пациента, покатав его на кресле и дав понажимать кнопочки и включить лампочку. Дальше разрешала посмотреть каждый предмет: когда чистила зуб вращающейся щёточкой — сначала просто показала, потом пощекотала ладошку маме, потом ребенку, а уж только потом перешла к зубам. Также было и с лампочкой для отверждения пломбы. Да, лечение заняло несколько больше времени, но в результате ребенок, которому не было даже 3 лет, 15 минут сидел с открытым ртом и дал качественно сделать всё что нужно. Но самое ценное то, что он теперь не боится стоматологов, спрашивает, когда ещё раз пойдем.

    Недавно папа ходил лечить зубы, сын тут же поинтересовался: «А тебе доктор паровозик на зубе нарисовал?»

  • Младенцу, даже нескольких дней от роду, тоже важно все объяснять. Он не может ответить словами, и поэтому многим часто кажется, что и понять слова он тоже не в состоянии. Но исследования показали, что это совсем не так! В книге Д. Чемберлена «Разум вашего новорожденного ребенка» описан такой эксперимент: «в 1978 году Французские ученые доказали, что новорожденные могут выделять голос матери из множества других голосов. Они также отдавали предпочтение голосу их собственной матери, немедленно изменяя скорость сосания, как только слышали ее голос (маму просили читать своему ребенку книгу), но только если мама читала нормально. Но если мама читала слова наоборот, младенцы переставали слушать. Простого звука ее голоса было недостаточно.»В книге К. Эльячефф «Затаенная боль» описаны множество случаев, когда дети первых месяцев жизни с психосоматическими заболеваниями выздоравливали после сеансов психотерапии, когда терапевт просто разговаривал с ними.Многие родители замечают, что ребенок понимает обращенную к нему речь, но часто не верят своим ощущениям, говорят «Надо же! Как будто понимает!» — а он на самом деле понимает!
  • по возможности делать манипуляции у мамы на руках — так ребенок спокойнее отнесется к чужим прикосновениям. Если предстоит какая-то острая, но кратковременная боль (анализ крови, укол), то лучше если ребенок в это время не будет сосать грудь, чтобы боль не ассоциировалась с сосанием. Но как только все закончилось, ребенка нужно тут же приложить к груди. Во время длительных процедур (УЗИ, массаж, прогревание) некоторые врачи сами очень радуются, если ребенок молча лежит у груди, а не плачет и вырывается. Но бывают ситуации, когда для врача такое непривычно, тогда маме стоит искать к нему подход и помнить, что у врача или медсестры своя работа — сделать процедуру или анализ быстро и качественно, а у мамы своя — насколько это возможно уменьшить стресс для ребенка.
  • во время процедуры врач должен говорить о том, что он сейчас собирается сделать и предупреждать, какие ощущения могут быть у пациента, но если врач по какой-то причине этого не делает, то эту роль может взять на себя мама. Т.е. это может выглядеть так: «чтобы взять кровь, нужно уколоть пальчик, быстро, как комарик, может, немного больнее… тётя капельку крови возьмёт на стекло, приложим ватку и пойдём домой».
  • если ребенка все же забирают от мамы, то после процедуры или осмотра — сразу взять на руки, успокоить, дать грудь. Имеет смысл заранее продумать, что поможет вашему ребенку быстрее утешиться после неприятных переживаний, особенно если он уже не грудной, то взять с собой что-то интересное и приятное для него.
  • после процедуры поговорить с ребенком о ней ещё раз, если плачет — отражать его чувства (тебе больно, ты обиделся, испугался). Если родители пытаются убедить ребенка, что его боль и переживания — это ерунда и несерьезно, то он учится не делиться с ними своими проблемами — все равно не поймут. Вряд ли это то, чего вы хотите.
  • если получилось так, что предупредить ребенка не успели, то обязательно проговорить ситуацию потом, объяснить, что это было необходимо, что его не хотели обидеть или назло сделать больно.
    Например: «Ты упал и сильно ударился. Нужно было посмотреть, не сломалось ли у тебя что-нибудь в голове. Доктор положил тебя под специальную камеру и сфотографировал твою голову внутри. Ты плакал, тебе было очень страшно потому, что тебя унесли от меня, и ты не знал, где я и когда вернусь. Я ждала тебя за дверью, мне не разрешили быть рядом с тобой, я очень переживала за тебя и как только смогла — пришла и взяла тебя на руки. Доктор посмотрел на снимок и сказал, что с твоей головой все в порядке, теперь мы можем ехать домой».
  • Стараться разносить во времени возможные стрессы: часто бывает, что ребенок отказывается от груди не из-за массажа или анализа крови как такового, а из-за того, что за одну неделю его посмотрели 4 врача, параллельно ему делали массаж, взяли анализ крови, сделали прививку, а ещё и инструктор по плаванию пришел. Получается слишком большая нагрузка на нервную систему, с которой ребенок не может справиться. Если бы все эти события произошли в течение месяца (или двух-трех), то ему было бы легче.

Про массаж хочется сказать отдельно, т.к. в нашей стране его назначают очень многим детям. При этом часто мама не видит связи между массажом и тем, что происходит с ребенком. Тем не менее, почти в половине случаев причина отказа от груди — стресс в результате массажа.
Если взрослый человек кричит во время массажа от боли, вряд ли он захочет придти ещё на один сеанс. Да и во время него может встать и уйти. Ребенок уйти не может!

При этом существует мнение, что если во время массажа не больно и ребенок не плачет, то это значит, что массаж неэффективный. Но если стресс от лечения превышает стресс от заболевания, вылечивая одно – калечит другое, то насколько полезно такое лечение?

Как внимательные родители могут помочь ребенку избежать стресса, связанного с массажем?

  • Прежде чем делать массаж, ответьте сами себе на вопрос, для чего он нужен, почему именно сейчас, каких результатов вы от него хотите?
  • если массаж делается просто для общего развития и при этом ребенок на него плохо реагирует (плачет или наоборот становится необычно вялым и сонным, начинает бояться чужих), то, возможно, этому ребенку сейчас массаж не очень нужен и может быть скорее во вред.
  • если для массажа есть серьезные показания, то стоит избегать плача, разговаривать с ребенком во время занятий, объяснять ему, что массажист делает и зачем.

    Также некоторые мамы просят специалистов научить их необходимым движениям и упражнениям, чтобы самостоятельно справляться с проблемой. Мама не специалист, но она лучше чувствует своего ребенка и его состояние, и её занятия могут быть более эффективными именно поэтому.

  • найти хорошего массажиста — такого, который всегда сначала установит контакт с родителями и с ребенком, а уже потом приступит к работе, будет внимательно относиться к реакции ребенка на массаж, разговаривать с ним во время занятий, объяснять, что и зачем он делает и родителям, и ребенку.
  • назначать массаж на то время, когда ребенок не голоден и не хочет спать, не бояться прервать массаж, если малыш просит грудь. Плачущему ребенку не стоит давать пустышку или трясти над ним погремушкой, лучше взять на руки, успокоить, если возможно, то продолжить массаж на руках у мамы. Грамотный массажист понимает, что если ребенка нужно расслабить — а он плачет — то у него все равно ничего не получится. Поэтому некоторые специалисты сами предлагают приложить ребенка к груди, чтобы был расслаблен.
  • внимательно смотреть за реакцией ребенка и за изменениями в его поведении между сеансами, если что-то беспокоит, возможно, стоит поменять время, продолжительность или интенсивность массажа, или отложить его.

Как было бы здорово, если бы и родители, и специалисты не забывали, что рождается на свет человек, а не пациент! Что ребенок состоит не только из крови и плоти, но и способен чувствовать и переживать происходящее не менее остро, чем взрослые. Но он пока ещё не может сам себя защитить, для этого у него есть родители, которые ответственны за происходящее с ребенком и вправе оберегать его, и заботиться о его физическом и психическом здоровье.

Библиография:

Мендельсон Р. Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам. — Новосибирск: Гомепатическая книга, 2006.

Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. — М.: «Кстати», 1999.

Анна Новикова,

консультант по грудному вскармливанию

Последние новости:

Дресс-кроссинг «Мамин Шкаф» 6 марта, 11-17. Для мам Санкт-Петербурга
💗Дорогие мамы, мы знаем, как вы устаете и как хочется чувствовать себя лёгкой и цветущей.🌷Поэтому мы приготовили вам подарок накануне 8 марта.🎉 👉🏻Приглашаем на 🛍 дресс-кроссинг «Мамин Шкаф» 6 марта, 11-17.👈🏻 Что за авантюру мы предлагаем? Вам нужно выбрать несколько вещей из шкафа, которые давно не носятся. Обычно [...]
Читать полностью >>>
Соски-пустышки. В чём риски?
Консультантов часто ругают: как так нельзя давать пустышку, когда её используют все? Даже в кабинете педиатра, где где на видном месте красуется плакат о негативном влиянии сосок и бутылок на ГВ, вы услышите, что это рекомендации для стран Запада. А нам без пустышки никак. Образ младенца с соской во рту транслируется [...]
Читать полностью >>>
Малыш и гаджеты
Зачем даёте📱телефон? Родители совсем маленьких детей искренне верят, что мама с папой сами предлагают ребёнку этот объект вожделения. Не давали бы — он бы не просил. Если бы… Кто-нибудь, возможно, и предлагает. Но не обольщайтесь, что только у нерадивых мам и пап дети «сидят в гаджетах». Если кто-то в семье [...]
Читать полностью >>>
Как увеличить количество молока
Как увеличить количество молока? Чего только не услышишь в ответ на этот вопрос🤦‍♀ Чай с молоком, грецкие орехи, травы для лактации, сцеживаться почаще, окситоцинчик в нос и ещё бог весть что. А главное, никаких гарантий результата. А всё почему? А всё потому, что в обществе нет чёткого понимания, как вырабатывается молоко. [...]
Читать полностью >>>