Азбука прикорма, часть 2 — «Зачем?»

Азбука прикорма, часть 2 — «Зачем?»
(опубликовано в газете «Наша семья» № 4 за 2006 г.)

Абсурдный, казалось бы, вопрос — почему и зачем нужно вводить прикорм грудничку? Ответ напрашивается сам собой: конечно, чтобы дополнить его рацион важными питательными веществами, которых нет в грудном молоке; чтобы постепенно перевести его на «взрослый» стол; сократить количество грудных кормлений и сделать его более самостоятельным и независимым от мамы. Но это то, что приходит в голову в первую очередь. Если задуматься, все оказывается немного по-другому.

Давайте поразмышляем о том, что мы хотим получить, так сказать, «на выходе» через 2-3 года. Любая мама скажет, что хотела бы видеть здорового малыша с отличным аппетитом, накормить которого не проблема — он непривередлив, с удовольствием ест как специальную «детскую» еду, так и пищу с общего стола. Почему же в реальности мы видим столько капризных малоежек, которые буквально доводят мам и бабушек до слез, не желая есть любовно перетертые овощи с собственной грядки или дорогой «детский» творожок? Ведь их чаще всего прикармливали по всем правилам педиатрической науки, начиная с введения яблочного сока по каплям и баночного детского питания от одной чайной ложки. Почему же зачастую эти правила «не работают»?

Потому что наши традиционные представления о прикорме неправильно ориентируют маму в вопросе «ЗАЧЕМ». Любая книга по уходу за младенцем содержит таблицы нормативов различных продуктов, которые ребенок должен съедать в определенном возрасте. Прилавки детских магазинов представляют огромный ассортимент красивых и вкусных баночек, на каждой из которых, опять-таки, указано, сколько данного пюре или сока должен малыш употребить во столько-то месяцев. И вся задача мамы сводится, в общем-то, к тому, чтобы накормить ребенка этим самым количеством. Но действительно ли грудничок нуждается в таких объемах пюрированной пищи, концентрированных соков, витаминизированных каш, пока в распоряжении у него есть идеальный источник питания — материнская грудь?

Оказывается, что в возрасте, когда малыш впервые знакомится с твердой пищей, все нужные ему вещества полностью содержатся только в грудном молоке и наиболее полно и адекватно усваиваются ребенком именно из него. Состав грудного молока на первом и даже втором году кормления активно исследуется во всем мире. Прежние мифы о том, что, якобы, «после 6-ти (9-ти) месяцев в молоке ничего полезного нет», давно развеяны. Так же, как и в первые месяцы жизни, грудное молоко остается идеальным продуктом питания и для 9-ти месячного, так и для годовалого грудничка. Всемирная Организация Здравоохранения называет грудное молоко основным продуктом в рационе ребенка до года, а прикорм — дополняющим питанием.

Полноценно усваивать вещества из «взрослой» пищи ребенок начинает только после года. Так устроен и развивается его желудочно-кишечный тракт, на это ориентировано и естественное пищевое поведение малыша. Основная же задача мамы, начинающей знакомить своего ребенка с твердой пищей после 6-ти месяцев — поддержать и развить его пищевой интерес, постепенно познакомить ребенка с едой, которая появляется на семейном столе, научить правилам поведения за столом и, в конечном итоге, «встроить» малыша в пищевую нишу семьи. Надолго застревая на этапе баночного питания, мама берет на себя двойную работу: вначале приучить ребенка к пюре и кашкам, затем научить жевать (а это зачастую оказывается довольно сложно, если у ребенка долго не было такой возможности) и перевести на общий стол.

Ребенок, мама которого никогда не ставила перед собой цели скормить «положенную» норму еды любой ценой (с помощью песенок, стихов, сказок и т.п.), обычно ест прикорм небольшими порциями, ориентируясь на свой аппетит, а не на абстрактные возрастные нормы. Он может довольно долго предпочитать какой-то определенный продукт или группу продуктов, потом, удовлетворив потребность в нем, переходит к другому виду еды, набирая в целом за месяц продукты всех основных групп. Его никогда не приходится уговаривать и развлекать за едой, он, как правило, уже к году ест сам и достаточно аккуратно. Это ли не мечта каждой мамы?

О том, как сделать мечту каждой мамы сбывшейся (то есть о практических аспектах введения естественного прикорма), читайте в завершающей части «Азбуки прикорма» в следующем выпуске газеты «Наша семья».

Анастасия Ставрович,
консультант по грудному вскармливанию

Последние новости:

Записи всех трансляций и новые видео на YouTube-канале «Азбуки материнства»
Записи всех трансляций «Азбуки материнства» и новые видео смотрите на нашем YouTube-канале Подписывайтесь на канал «Азбуки материнства»! Ставьте 👍 понравившемся видео! Обещаем много интересного!
Читать полностью >>>
Прямая трансляция «Кормящая мама за новогодним столом» 26 декабря в 10.00 мск
🎄Бьют куранты, звенят бокалы, стол ломится от новогоднего изобилия. Все пьют, едят и ни в чем себе не отказывают. И только кормящая мама смотрит на этот праздник жизни с грустью в глазах: ну неужели ей совсем ничего нельзя? Но оливье и селёдка под шубой так и притягивают взгляд и будто сами просятся в тарелку. Может, […]
Читать полностью >>>
Вебинар «Приучение к горшку» 20 декабря (четверг) в 10.00 МСК
❓Когда приучать к горшку? ➡С одной стороны, подгузник — это удобно. Так не хочется это удобство менять на вечное ожидание «аварии» и несколько комплектов запасной одежды за спиной. ➡С другой стороны, бабушки и продвинутые подруги пугают, что долго оставаться в подгузниках вредно и стыдно. Рассказывают, как их дети уже [...]
Читать полностью >>>
Прямой эфир «Старший, средний, младший, единственный» в пятницу 14 декабря в 9.30 мск
❓Влияет ли порядок рождения детей на то, как их воспринимают родители? ❗Конечно, да! 👆Хотим мы того или нет, но к единственному ребёнку мы будем относиться иначе, чем, например, к четвёртому. ❓Какие черты характера обусловлены порядком рождения и особенностями воспитания? ✅Самые идеалисты — это родители одного [...]
Читать полностью >>>