Кормление грудью начинается до рождения

Архив рассылки, выпуск 1, 27 декабря 2008 года

О том, что кормление грудью для мамы начинается ещё до рождения малыша, наверное, известно многим. Это рассказывают на курсах для будущих родителей, пишут в умных книжках и даже иногда показывают по телевизору.

Но, если задуматься, то всё происходит ещё раньше. И тогда заголовок можно сформулировать как «грудное вскармливание для женщины начинается до её рождения». И именно так — во время внутриутробного развития закладываются все ткани, органы и системы в организме, в частности и грудные железы, и яичники, а в них тогда же формируются и яйцеклетки. Вот так замечательно и невообразимо интересно устроила нас природа – вынашивая свою маленькую дочь, мама одновременно… носит и будущих внуков! Так что, ещё до рождения девочки — будущей мамы, у неё уже есть всё, что позволит в будущем зачать, выносить, родить и выкормить своих детей. Едва появившись на свет, малышка продолжает готовиться к этому. С самого начала она получает опыт кормления грудью от своей матери, а позже, кроме него, запечатлевает и приёмы ухода и воспитания, сначала в приложении к ней самой, потом к другим детям в своём близком окружении. Подрастая, девочки могут уже непосредственно включаться в практику выращивания детей — помогают кормить, играть, ухаживать.

Это зачастую неосознаваемый опыт очень важен в дальнейшей взрослой жизни, он отражается на подходах будущих родителей к взращиванию собственных детей. Модели поведения встраиваются рано и незаметно, и влияют тоже незаметно. У малышей нет или слабо развиты фильтры восприятия, они считают, что миру и дОлжно быть таким, каким они его видят. Что увидят — то и встроится. Ничего не увидят — ничего не встроится, или позже наполнится из других источников вне семьи — ТВ, книг, газет, интернета, наблюдений за окружающими. Вернее, так – влияние внешней информации будет всегда, но когда «фильтры настроены», информация воспринимается по-другому. К примеру, не «дети много плачут, и ничего с этим не поделаешь», а «малыш хочет быть рядом с мамой, у неё на руках, а когда это не так, расстраивается и протестует».

Увы, наше общество не очень заметно на первый взгляд навязывает мамам неработающие образцы поведения. Чего стоит только привычный образ маленького ребёнка — обязательно в подгузнике, с соской и в коляске. Есть и другие очень живучие стереотипы, например, считается в порядке вещей, что мама маленького ребёнка не высыпается, не успевает работать по дому, ухаживать за собой, не чувствует себя успешной на ниве материнства. И часто так и происходит. А почему?

Материнский инстинкт у нас врождённый — запускается во время родов и в первые дни после них. Но он отвечает только за любовь мамы к ребёнку, за безусловное принятие его. А вот приёмам ухода и грудному кормлению нужно учиться. Ни в каких инстинктах это не закреплено, так уж мы устроены, а может только передаваться от опытных старших женщин к молодым. В идеале девочка вживую набирается опыта: видит, как мама или другие старшие ухаживают за малышами, сама помогает, наблюдает кормление грудью в жизни, как это сопряжено с ведением хозяйства, разными делами и заботами дома и за его пределами, как мамы работают и отдыхают с маленькими детьми, как дети себя ведут обычно и в необычных случаях. Тогда с появлением своего ребёнка для неё начинается только практика собственно кормления грудью, а азы ухода и жизни с малышом уже знакомы. Есть, известна успешная модель поведения, которую можно воспроизводить и передавать дальше, по цепочке поколений. Если же такого опыта и обучения нет, приходится дополнительно тратить силы и время на «изобретение велосипеда» — поиск собственного эффективного пути жизни с малышом. И это — дополнительно к зачастую и так трудным моментам привыкания к новой роли мамы, приспособления к малышу, налаживания грудного вскармливания.

К сожалению, в наших реалиях очень часто первый грудной ребёнок, которого видит мама — это её собственный. И тогда она запросто может не знать, как вообще выглядят дети, что для них обычно, а что нет, как они едят и спят, как работают органы выделения, как развиваются дети, как меняется это всё во времени и с возрастом. И возникает много вопросов:

    — что происходит с моим ребёнком?

    — а это нормально или нет?
    — а не много ли он ест?

    — а не мало ли?

    — а не редко ли?

    — а не часто ли?

    — а наедается ли?

    — а, может, переедает?

    — у меня мало молока?

    — он слишком быстро или медленно растёт?

    — слишком много или мало прибавляет в весе?

    — слишком быстро или медленно овладевает какими-то навыками?

И так без конца.

Похожими вопросами хоть раз задаются все мамы, это обычное дело.

Каждая мама любит своего малыша всем сердцем и каждая хочет ему самого лучшего. Но не каждой удаётся за противоречивым хором сочувствующих голосов своего окружения, врачей, книжных знаний, информации из интернета услышать свой внутренний исконный голос, свою женскую материнскую интуицию. Разобраться в себе и прочувствовать – а как же именно ей хочется жить именно с этим ребёнком. За суетой часов и дней мы, бывает, не видим ни пути, ни цели. Куда, зачем и почему именно так? А как по-вашему?

Есть ли в вашем окружении другие мамы, которые долго и счастливо кормят своего малыша?

Как долго ваша мама кормила вас молоком?

Что значит для вас кормление грудью?

С чем ассоциируется кормление малыша? С ежедневной тяжкой повинностью, беспросветными днями и ночами или с родным до замирания запахом крохотной детской головушки, с лаской и нежностью солнечного света?

Возможно, вам захочется не просто ответить себе для себя, но и поделиться с другими, тогда напишите нам!

Искренне ваша,

Наталья Заславская

Объединение консультантов по грудному вскармливанию «Азбука материнства»

P.S. А в следующем письме мы расскажем вам о другом интересном опыте.

Прочесть другие выпуски: архив рассылки

Что такое «Азбука материнства»

Кто такой консультант по грудному вскармливанию
Наши консультанты

Последние новости: